Внедрение системы дистанционного обучения "moodle" у интернов в клинике инфекционных болезней

Резюме

Представлен опыт внедрения и использования в процессе обучения интернов кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета системы дистанционного обучения Moodle (Modular ObjectOriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Цель дистанционного обучения заключается в предоставлении обучающимся возможности получить образование любого уровня на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. Ведущий принцип программы основан на личностно-ориентированном обучении. Система позволила повысить интеграцию технических и коммуникационных сетевых средств в процессе обучения, применить новые схемы управления и интеграцию потоков учебной информации, контролировать деятельность обучающихся, вести совместную деятельность, активизировать познавательную деятельность.

Ключевые слова:Moodle, дистанционное обучение, инфекционные болезни

Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2015. № 2. С. 14-17.

Технологии дистанционного обучения интенсивно развиваются в мире с конца XX в. Стратегическая цель дистанционного обучения - предоставить обучающимся возможность получить образование любого уровня на основе использования новых информационнокоммуникационных технологий. Дистанционная форма обучения - одна из ведущих форм образования, она способствует расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большего количества людей. Система дистанционного обучения предназначена для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая обучение в очной и в дистанционной формах [7].

Ведущий принцип программы заключается в личностноориентированном обучении. Учащиеся отличаются друг от друга по скорости усвоения нового учебного материала, умению оценить собственные достижения, своей познавательной деятельности. Специфика дистанционной формы обучения позволяет реализовать концепции личностноориентированного и, одновременно, проблемного подхода в усвоении материала [5]. Обучающиеся могут заниматься по индивидуальному расписанию в удобное для них время, они имеют право выбрать комфортное место для учебы, обеспечиваются комплектом специальных средств обучения, имеют право на согласованную возможность контакта с преподавателем [1].

В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования во всем мире [16]. Решением коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 09.06.1993 № 9/1 "О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации" были сформулированы общая концепция и направленность политики государства на создание такого неотъемлемого элемента системы высшего образования, как дистанционное. После этого было принято значительное число нормативно-правовых актов, конкретизирующих и развивающих указанную проблематику [5].

В настоящее время разработано большое количество технологических платформ - систем управления обучением, предполагающих реализацию дистанционных образовательных технологий. В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006, система управления обучением - learning management system (LMS) - это информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением. Таким образом, LMS можно рассматривать как основу системы управления процессом обучения посредством интернет-технологий, начиная от создания и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа и заканчивая оценкой и анализом результатов итоговой аттестации обучающихся. К таким программным продуктам относятся ATutor, Blackboard, ОLAT, STELLUS, Moodle и др.

Согласно анализу Е.В. Дырдиной [3], по функциональным возможностям, поддержке русифицированной версии, а также по наличию бесплатной лицензии лидирует программный продукт LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Первая версия Moodle была разработана Martin Dougiamas, преподавателем университета Пэрт из Австралии, и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Система реализует философию педагогики социального конструкционизма, прежде всего она ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися для совместного решения учебных задач и во время аудиторной, и во время внеаудиторной работы [5, 10]. В литературе можно встретить сообщения об успешном применении Moodle в обучении различным медицинским специальностям, например неврологии [14], ревматологии [15], гематологии [11], терапии [12], паллиативной помощи [13] и т.д. По данным J.-F. Bussiуres и соавт., система Moodle может использоваться для итоговой аттестации студентов [9]. Таким образом, Moodle является и центром размещения учебного материала, и используется для обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса [2].

По данным 2014 г., сейчас в мире более 54 524 зарегистрированных инсталляций платформы Moodle в 230 странах, она переведена на 120 языков. Посредством этой системы сегодня преподают около 7,4 млн курсов с использованием почти 68 млн электронных ресурсов для обучения более 67 млн студентов. Россия входит в первую десятку стран, широко применяющих Moodle [6].

Материал и методы

Сотрудниками кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета на базе интернет-сайта университета (http://www.ngmu.ru/) в 2013 г. были организованы курсы дистанционного обучения для интернов (http://www.ngmu.ru/moodle/) с использованием технологии электронной обучающей среды Moodle как одной из наиболее эффективных платформ [4]. Было создано 8 курсов для преподавания дисциплины "Инфекционные болезни" интернам, обучающимся по направлениям педиатрия и неонатология, дерматовенерология, оториноларингология, офтальмология, рентгенология, скорая медицинская помощь, терапия, фтизиатрия. Организационные формы LMS Moodle позволили реализовать различные элементы курса: задание, лекция, опрос, тест. В элементе курса в тесте были предусмотрены вопросы в закрытой форме с одним или несколькими вариантами ответа, вычисляемые, вопросы на соответствие и короткий ответ с использованием банка цветных фотографий и рисунков типичных проявлений инфекционных болезней. Всего создано 1552 тестовых вопроса. Банк вопросов рассмотрен и утвержден на заседании кафедры инфекционных болезней ГБОУ ВПО "Новосибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Результат ы и обсуждение

В 2013 г. было протестировано 145 интернов различных специальностей. Средний балл колебался от 4,1 до 3,2, успеваемость варьировала от 28 до 72%.

Разработанные курсы использовались как во время очного образования - выполнение отдельных практических заданий и тестов проходило во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle, так и для дистанционной поддержки очного образования - с помощью средств электронного обучения контролировали эффективность учебного процесса.

При обучении интернов на первый план выступают проблемы формирования самостоятельного клинического мышления, умения делать обоснованные умозаключения, правильно и последовательно строить систему обследования и лечения пациента, проводить дифференциальный диагноз. Простого тестирования для этого недостаточно.

Попытки использовать в учебном процессе ситуационные задачи, иллюстрирующие наиболее типичные заболевания, не новы и предпринимаются уже более 100 лет. Выпущено большое количество сборников, учебнометодических рекомендаций, широко применяемых в процессе обучения. Их польза и целесообразность неоспоримы [17]. Однако все они построены примерно по одной схеме и рассчитаны или на индивидуальное решение студентом, например принятие каких-то организационных мер, или на коллективный разбор с препо- давателем. А как быть с формированием так называемого клинического мышления? Считается, что лучшая форма обучения - практика, или курация реальных больных.

Это классическая система, однако в ней слишком много допусков. Как встретит молодого врача больной, как будут строиться взаимоотношения врач-пациент [8].

Поэтому закономерно, что следующий уровень обучения предусматривал создание ситуационных задач в формате "Виртуальный пациент" с использованием элемента курса "Лекция". Использование такого подхода позволяет моделировать лечение больного в безопасной среде, изучать клиническую картину и принципы терапии больного как в типичных случаях, так и при редких, опасных для жизни осложнениях.

На платформе LMS Moodle в 2013 г. нами создана задача "Дифференциальная диагностика ангин". В задаче использованы аудио-, видеоматериалы и фотографии, отражены современные подходы к диагностике и лечению, описаны возможные осложнения. Задача содержит более 150 веб-страниц с результатами инструментальных и лабораторных обследований, рекомендациями по лечению, динамикой заболевания в зависимости от выбранной тактики лечения и позволяет передвигаться по дереву решений дифференциальной диагностики. В настоящее время в разработке находится еще 24 задачи.

Выводы

Внедрение платформы LMS Moodle в процесс обучения позволило:

  • „„ активизировать познавательную деятельность за счет самостоятельной работы учащихся с учебным текстом, контрольными и тренировочными тестами;
  • „„ дифференцировать средства и методы обучения в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Учебный контент-курс, структурированный с помощью гипертекстовых ссылок, позволил одним интернам изучать базовое содержание, в то время как другие могли получить более глубокую, разностороннюю информацию;
  • „„ сделать курс доступным в любой момент времени -
  • по принципу "24/7/365". Это означает, что обучающийся может работать над курсом 24 ч в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Обучающиеся в значительной мере самостоятельно решают, в каком темпе им проходить этот курс;
  • „„ упростить учебный процесс, позволив преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
  • „„ резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося благодаря обучению в формате e-learning.

Литература

1. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.

2. Викторова Т.С., Бармашов К.С., Мушкатова М.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий - современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научнометодической конференции. Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.

3. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов А.Х., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. Казань : КГУ, 2008. 169 с.

4. Дырдина Е.В., Запорожко В.В., Кирьякова А.В. Информационнокоммуникационные технологии в компетентностноориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2012. 227 с.

5. Кравченко Г.В., Волженина Н.В. Работа в системе Мoodle: руководство пользователя : учебное пособие. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012. 122 с.

6. Официальный сайт системы управления курсами Moodle [Электронный ресурс]. URL: http://moodle.net/stats/ (дата обращения: 18.11.2014).

7. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Науч.-метод. электронный журнал"Концепт". 2013. Т. 3. № 33. С. 276-280. URL: http://e-koncept. ru/teleconf/64056.html (дата обращения: 24.11.2014).

8. Хамитов Р.Ф., Пальмова Л.Ю., Булатов С.А. "Стандартизированный пациент" в системе подготовки будущих врачей : монография. Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2012. 68 с.

9. Bussiеres J.-F., Mеtras M.-Е., Leclerc G. Use of Moodle, ExamSoft, and Twitter in a first-year pharmacy course // Am. J. Pharm. Educ. 2012. Vol. 76, N 5. P. 94.

10. Halkoaho A., Matveinen M., Leinonen V., Luoto K. et al. Education of research ethics for clinical investigators with Moodle tool // BMC Med. Ethics. 2013. Vol. 14. P. 53.

11. Kramer D., Reimer S., Hornlein A., Betz C. et al. Evaluation of a novel case-based Training Program (d3web.Train) in hematology // An. Haematol. 2005. Vol. 84, N 12. P. 823-829.

12. Nubaum C., Fischer M., Lenz C., Waldmann U.-M. et al. Vermittlung von allgemeinmedizinischen Leitlinien im klinischen Studienabschnitt durch einen fallbasierten Online-Kurs: Eine Evaluationsstudie an der LMU Munchen // ZfA. 2009. Vol. 84, N 1. P. 40-45.

13. Pelayo M., Cebrian D., Areosa A., Agra Y. et al. Effects of online palliative care training on knowledge, attitude and satisfaction of primary care physicians // BMC Fam. Pract. 2011. Vol. 12. P. 37.

14. Puppe F., Reinhardt B., Poeck K. Generated Critic in the Knowledge Based Neurology Trainer. Proc. 5th Conference on Artificial Intelligence in Medicine in Europe, AIME’95 // Lect. Not. Com P. Sci. 1995. Vol. 934. P. 427-428.

15. Reimer S., Hornlein A., Tony H.P., Kramer D. et al. Assessment of a case-based training system (d3web.Train) in rheumatology // Rheumatol. Int. 2006. Vol. 26, N 10. P. 942-948.

16. Schwarz D., Stourac P., Komenda M., Harazim H. et al. Interactive algorithms for teaching and learning acute medicine in the network of medical faculties MEFANET // J. Med. Internet Res. 2013. Vol. 15, N 7. P. 135.

17. Smith M.A., Mohammad R.A. Use of virtual patients in an advanced therapeutics pharmacy course to promote active, patient-centered learning // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78, N 6. P. 125.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»